Стартующий на этой неделе очередной чемпионат мира по автогонкам в классе Формула-1 является, пожалуй, самым ожидаемым за последние годы. После великолепного шоу, которое подарил нам сезон-2003, мы вправе ожидать чего-то подобного и в дальнейшем. Попытаемся оценить реальность наших ожиданий и рассмотрим шансы всех команд и пилотов.
Говоря о чемпионате-2004, стоит в первую очередь уделить внимание очередным изменениям в правилах. Самой важной переменой технического регламента стало "правило одного двигателя на весь уик-энд". Естественно, что в таких условиях необходима высочайшая надёжность силового агрегата, чей ресурс нужно повысить в два раза, желательно не теряя при этом в мощности и, главное, в надёжности. Так что главная ответственность за победу в чемпионате мира возлагается теперь на мотористов. Хотя поломать голову перед новым сезоном довелось и инженерам, разрабатывающим шасси. Целый ряд изменений в правилах, призванный уменьшить аэродинамическую эффективность болидов, чтобы тем самым снизить их скорость, заставил аэродинамиков придумывать новые идеи или... возвращаться к старым, как это сделали Williams и McLaren при создании своих носовых обтекателей.
В организационном регламенте по сравнению с реформами годичной давности перемены не такие уж и кардинальные, и главная из них - изменение формата квалификаций. Теперь, имея два быстрых круга в субботу вместо одного-единственного, многие пилоты, так и не сумевшие в прошлом году приспособиться к новому формату и потому полностью провалившие сезон, теоретически могут подтянуться к тем, кто адаптировался раньше. Впрочем, новая система также, скорее всего, означает пересмотр тактики субботних заездов, так что, видимо, всем без исключения гонщикам придётся заново перестраиваться под новые условия...
Теперь попробуем проанализировать положение вещей в каждой из десяти команд-участниц, чтобы оценить их шансы.
Ferrari. После безоговорочно выигранного чемпионата-2002 итальянская "конюшня" довольно небрежно подошла к подготовке к сезону-2003, из-за чего просто-напросто провалила первые гонки. Затем, к середине чемпионата обнаружился и ещё один "тормозящий" фактор, а именно покрышки Bridgestone. Готовясь к наступающему чемпионату мира, руководители команды знают, что их ждёт очень плотная борьба, так что провала, подобного прошлогоднему, скорее всего не случится, и команда с первых же гонок будет выступать в полную силу. Вопрос только в том, насколько велика эта сила. Если год назад сомневаться в мощи Ferrari мог только глупец, то теперь подобные размышления терзают даже боевых пилотов "конюшни" Михаэля Шумахера и Рубенса Баррикелло, серьёзно опасающихся конкуренции со стороны британских топ-команд, в первую очередь Williams. Впрочем, некоторые соперники заранее поддаются пораженческим настроениям, предсказывая очередную победу Ferrari и слабые выступления со своей стороны. Являются ли подобные заявления тактической хитростью тех же McLaren и Michelin, или же они действительно знают что-то, чего не знаем мы, но факт остаётся фактом, и высказывания такого рода имеют место быть.
Ясно, что слабость "конюшни" из Маранелло не должна исходить от её гонщиков. Конечно, что бы ни говорил Михаэль Шумахер о своей мотивации, но у шестикратного чемпиона мира она не может быть столь же сильной, как у молодых, голодных до побед пилотов вроде Монтои или Райкконена. Но всё же нет сомнений, что немец будет стремиться набрать максимум очков в каждой гонке, выжимая из болида всё, что можно. Вот только если новая Ferrari F2004 (которая, по словам того же Шумахера не сильно отличается от своей предшественницы) не сможет бороться на равных с соперниками, завоевать пятый подряд титул Михаэлю будет очень тяжело.
Впрочем, серьёзная мотивация может быть у второго пилота команды, Рубенса Баррикелло. Бразилец, по его словам, намерен начать новый сезон с побед, чтобы раньше своего партнёра вступить в борьбу за титул. Несомненно, Баррикелло очень быстрый гонщик, а если он научится ездить стабильно хорошо, то его претензии вполне осуществимы. Так что от бразильского пилота вполне можно ждать сюрпризов, не подвела бы техника, особенно покрышки...
Williams. В "конюшне" Железного Фрэнка перед новым сезоном довольно любопытная обстановка. Уже давно известно, что Хуан-Пабло Монтоя проведёт в 2004 году свой последний сезон за команду, не торопятся Фрэнк Уильямс и Патрик Хэд продлевать контракт и с Ральфом Шумахером. Однако, ни тому, ни другому гонщику это отнюдь не мешает бороться за чемпионат. Если Монтоя, переходящий в McLaren, хочет подарить Уильямсу титул в последний год своих выступлений, а Рону Деннису - единичку на борту своего будущего MP4/20, то Ральф Шумахер вполне чётко понимает, что места в топ-командах заняты на несколько лет вперёд, а в случае перехода в Toyota или Jaguar нужно будет начинать всё сначала. Поэтому вполне может случиться, что шанс выиграть титул выпадает Ральфу последний раз в его карьере.
Новый болид FW26 должен стать очень и очень успешным потомком FW25 образца второй половины 2003 года, чего только стоит носовой обтекатель, увеличивающий прижимную силу "носа", а значит, и скорость прохождения поворотов. Двигатели BMW всегда были на высоте, поэтому Патрику Хэду оставалось лишь оснастить их достойным шасси. И похоже, что ему это удалось.
McLaren. Новый MP4/19, прародителем которого стал так и не появившийся в гонках MP4/18, фактически создавался на год дольше, чем автомобили соперников, а значит, проблем с надёжностью возникнуть не должно. С первого же появления на трассе новое творение Эдриана Ньюи показывает довольно приличную скорость, пилоты команды не раз ставили рекорды прохождения круга. Некоторый спад в результатах возник было в январе и первой половине февраля, но существовали очень серьёзные подозрения, что в это время команда испытывала следующую модель, MP4/19B, которая должна дебютировать в Имоле.
Кими Райкконен, лидер команды, сумел в минувшем сезоне достигнуть очень серьёзного прогресса. Если Райкконен образца первой половины чемпионата-2003 представлял из себя не совсем уверенного в себе, совершающего порой довольно грубые ошибки в квалификациях гонщика, то затем мы увидели, как финн смог существенно повысить уровень своих выступлений, завоевал две поул-позиции и благодаря стабильным выступлениям совсем немного в итоге уступил своему главному сопернику Михаэлю Шумахеру, превзойдя зато Хуана-Пабло Монтою, имеющего в своём распоряжении сильнейший FW25. Так что в наступающем чемпионате мы скорее всего увидим совсем другого Райкконена, чем ещё год назад. И вполне возможно, что количество выигранных Гран-При в послужном списке финна вырастет в разы.
Дэвид Култхард в 2003 году выглядел намного слабее своего молодого партнёра, и одной из главных причин этого стали новые квалификации с одним быстрым кругом. В наступающем сезоне, когда правила поменяются, шотландец вполне способен прибавить, тем более что ему, как и Ральфу Шумахеру, шанс выиграть титул выпадает, скорее всего, последний раз в жизни.
Renault. Французская "конюшня" выглядит "тёмной лошадкой", и чего ждать от неё, не знает, пожалуй, никто. С одной стороны, прогресс двух последних лет налицо, и руководство команды вправе ждать продолжения роста. Так, Патрик Фор на презентации болида R24 поставил своим пилотам вполне чёткую цель - третье место в Кубке Конструкторов. Хотя думается, что помешать выполнению этой амбициозной задачи может очень многое. В межсезонье команда понесла существенные кадровые потери, ушло несколько инженеров, среди которых легендарный Майк Гаскойн. Ещё раньше "конюшня" отказалась от концепции широкоугольного двигателя, вернувшись к давно устаревшей схеме в 72 градуса: Поэтому реальную силу команды мы сможем оценить только по прошествии нескольких Гран-При.
Пилоты Renault Фернандо Алонсо и Ярно Трулли составляют одну из самых крепких пар "Большого цирка". Регулярно бьющий возрастные рекорды Алонсо по всей видимости намерен стать и самым молодым чемпионом мира, что вполне реально при наличии достойной машины. Напарник испанца Трулли если и не выглядит будущим чемпионом, то соперником топ-пилотов стать вполне способен, что мы не раз и видели в минувшем сезоне.
Sauber. "Конюшня" Петера Заубера постепенно становится филиалом Ferrari, Фелипе Масса и Джанкарло Физикелла в полном распоряжении тестовой команды в Маранелло, Лука Бадоер, напротив, будет третьим пилотом Sauber на пятничных тренировках: Будет ли способствовать подобный "культурный обмен" успехам швейцарской команды, или же Ferrari лишь будет использовать боевую команду в качестве испытательной бригады, покажет время. Ясно лишь, что Физикелла и Масса будут обладать одной из лучших машин среди команд "второго эшелона", которая должна помочь им в борьбе против заводских "конюшен". Объективно неплохая F2003-GA от Ferrari, ставшая прародительницей C23, оснащённая к тому же тем же двигателем, что будет стоять у Михаэля Шумахера и Рубенса Баррикелло, станет неплохим подспорьем для Физикеллы с Массой. И кто знает, возможно, один из пилотов при определённом везении и принесёт Петеру Зауберу первый Большой Приз в истории команды.
BAR. Результаты межсезонных тестов команды выглядели очень многообещающими, Дженсон Баттон и Такума Сато не раз ставили умопомрачительные рекорды круга, при этом, правда, столь же умопомрачительно часто горели и новые моторы Honda: В целом создаётся ощущение, что модель 006 обладает неплохим шасси, созданным Джеффом Уиллисом, учеником Патрика Хэда и Эдриана Ньюи, оснащённым великолепными покрышками Michelin, на которое установлены быстрые, но ненадёжные двигатели. Станет ли Honda "ахиллесовой пятой" команды, увидим в самое ближайшее время.
Гонщики команды, Дженсон Баттон и Такума Сато, представляют собой несколько странную пару быстрого пилота и практически рента-драйвера. Достиг ли Сато нужного прогресса, проработав год тест-пилотом команды, или же Баттону придётся тянуть команду на себе, мы также сможем узнать лишь в разгар сезона. Однако ясно, что именно Дженсон с уходом Жака Вильнёва станет полноценным лидером команды, и все успехи и неудачи "конюшни" скорее всего будут связывать именно с именем англичанина.
Jaguar. После кадровой чистки, проведённой руководством Ford, во главе команды встали, по всей видимости, вполне толковые люди, способные заставить "конюшню" пойти по пути медленного, но верного прогресса. Новый автомобиль не стал чем-то революционным и не преподнёс никаких сенсаций, но кто знает, возможно, именно это и станет ключом к успеху в условиях новых правил.
Марк Уэббер, несколько неожиданно ставший подлинным лидером команды, ценится руководством "конюшни" как быстрый и умеющий работать с инженерами пилот. Новый напарник австралийца Кристиан Клиен уже успел заслужить самые лестные отзывы в свой адрес, поэтому вполне возможно, что австрийский дебютант Формулы-1 может пойти по стопам Дженсона Баттона, Кими Райкконена и Фернандо Алонсо, главных вундеркиндов "Большого цирка" последних лет.Toyota. По словам перешедшего из Renault Майка Гаскойна, Toyota в 2004 году будет обладать едва ли не самым мощным и надёжным двигателем в пелотоне. Построенное Густавом Брюннером и модернизированное тем же Гаскойном шасси, "обутое" в Michelin, также может стать очень неплохим составляющим элементом будущих успехов команды. От Toyota вполне можно ожидать неоднократного повторения результатов квалификации Гран-При Японии-2003, где Панис с да Маттой заняли второй ряд стартового поля, только теперь японской "конюшне" можно со всем основанием надеяться не на погоду, а на свою технику.
Оливье Панис и Кристиано да Матта составляют довольно сильную и крепкую пару пилотов. Панис обладает огромным опытом выступлений в Формуле-1, отлично знаком со всеми трассами чемпионата, да Матта, в свою очередь, очень талантлив и явно не уступает в скорости своему напарнику, так что Toyota имеет отличную пару гонщиков на чемпионат-2004.
Jordan. Некогда славная "конюшня" Эдди Джордана переживает один из сложнейших этапов в своей истории. Кризис, постигший Jordan, вполне может быть преодолен стараниями талантливого ирландца, однако для этого понадобится максимум усилий со стороны всей команды. Единственное, что может радовать Джордана - это наличие того же двигателя Ford, что и у Jaguar, так что есть надежда на то, что результаты пойдут, наконец, в гору.
Ник Хайдфельд, нашедший приют в Jordan, давно доказал свой талант, недаром немец долгое время был претендентом на место в McLaren. Молодой итальянец Джорджо Пантано пока выглядит скорее рента-драйвером, но, впрочем, он может стать и очень быстрым и способным гонщиком. Посмотрим.
Minardi. Маленькая итальяно-австралийская команда из года в год балансирует на грани гибели, поэтому говорить о спортивных результатах не приходится. Сделав ставку на надёжность, Пол Стоддарт надеется "подобрать" в первых гонках сезона очки, потерянные более сильными командами, на большее, увы, рассчитывать пока не приходится.
У Minardi, пожалуй, самая оригинальная пара пилотов в наступающем сезоне. Венгр Золт Баумгартнер, пару раз заменивший в прошлом году Ральфа Фёрмана в Jordan, не показал себя чрезвычайно талантливым пилотом, но и явной бездарностью не выглядел. Однако, в Minardi Золту будет доказать свой талант ещё сложнее, ведь бороться придётся лишь с другим новичком - своим напарником Джанмарией Бруни. Итальянец, по словам Стоддарта, станет наследником Марка Уэббера и Фернандо Алонсо и не затеряется среди дебютантов Большого Цирка. Вполне возможно, хотя доказывать свой талант, повторюсь, в Minardi очень и очень сложно.
Что же касается пресловутого "шинного вопроса", который может стать определяющим фактором в решении судьбы обоих титулов, то всё покажет только время. Пока же Bridgestone рапортует о том, что ими созданы замечательные покрышки для жаркой погоды, а в Michelin уверены в прогрессе своей дождевой резины. Скорее всего, реальное соотношение сил в "шинной войне" мы сможем оценить лишь к началу лету. Однако ясно, что в роли догоняющего в это межсезонье находились японские производители резины из Bridgestone, так что сравняться с набравшим силу Michelin им будет очень непросто.
Таким вот представляется наступающий сезон. Скорее всего, не все наши прогнозы сбудутся, и не на все вопросы мы знаем ответы, однако будем верить, что чемпионат мира 2004 года станет одним из самых захватывающих и непредсказуемых в истории, и что в честной борьбе победит сильнейший. Первый раунд этого боя, Гран-При Австралии, мы увидим уже в ближайшее воскресенье. С началом чемпионата вас, друзья!
Автор: Валерий (Flasher)