По количеству сходов с дистанции Большой Приз США в Индианаполисе стал рекордным для этого сезона. Пилоты выбывали из гонки, как десять негритят из знаменитой считалочки. Вот только в Формуле-1 этих самых "негритят" (или, если выражаться политкорректным языком, принятым в местах проведения гонки, "афроамериканских детей"), не десять, а двадцать. В целом же картина была действительно невероятная для современной Ф1, сходы следовали один за другим (и это в условиях сухой трассы, страшно подумать, что было бы, пойди дождь), и сквозь их призму я и предлагаю вам рассмотреть этот Гран-При.
Началась череда сходов уже на старте, когда в первом повороте трассы, на входе во вписанный в знаменитый овал "инфилд", выбыло сразу четверо "негритят". Новичок чемпионата мира Кристиан Клиен не смог правильно оценить ситуацию и в обычной стартовой толчее налетел на Toyota Кристиано да Матты. И если бразилец смог продолжить свою гонку, то для Клиена, а также для налетевших на столкнувшихся Jaguar и Toyota Джанмарии Бруни, Джорджо Пантано и Фелипе Массы гонка на этом была закончена. И именно эта авария ещё внесёт свою лепту в происходившее затем на трассе.
Первый поворот был просто усеян мелкими осколками от выбывших болидов. На трассе показался автомобиль безопасности, комиссары начали очищать асфальт от мусора, но избежать проколов резины гонщикам всё же не удалось, и спустя всего два-три круга после ухода пейс-кара ошибка Клиена ещё аукнулась его соперникам...
После рестарта произошла смена лидера. Выигравший квалификацию Рубенс Баррикелло лидировал лишь первые несколько кругов, но после ухода пейс-кара бразилец не смог грамотно принять рестарт, что позволило Михаэлю Шумахеру пройти своего напарника на стартовой прямой. Со стороны манёвр немца выглядел довольно спорным, и с одной из камер было отчётливо видно, что Ferrari номер 1 была впереди Ferrari номер 2 ещё до пересечения линии старт/финиш, то есть фактически это можно расценивать как обгон под жёлтыми флагами. Впрочем, подавать протест против несколько неоднозначного обгона Михаэлем Рубенса Баррикелло Ferrari точно не будет, да и стоит надеяться, что комиссары гонки имеют на руках больше материалов, и с другой камеры всё могло выглядеть несколько иначе. Как бы то ни было, но лидер гонки сменился, им стал Михаэль Шумахер.
Казалось бы, гонка начала входить в свой привычный ритм, когда на девятом и десятом кругах выбыло ещё двое пилотов, причём сходы их были абсолютно разные по степени тяжести последствий. Фернандо Алонсо относительно повезло, резина на его Renault отказала в самом конце стартовой прямой, и испанец просто пролетел дальше вдоль по прямой и смог затормозить в безопасном месте, снеся, правда, пенопластовые рекламные блоки. А вот с Ральфом Шумахером случился самый страшный за последние годы эпизод...
Выйдя из вписанной в овал внутренней части трассы собственно на бэнкинг, немец начал привычно разгоняться в плавном изгибе трассы, когда его внезапно развернуло и бросило об отбойники. Что именно произошло с болидом немца, не совсем понятно, в поле зрения камер его Williams попал, когда уже пересекал первый поворот задом наперёд с клубами дыма от бессильно цепляющихся за асфальт покрышек.
Болид Ральфа бросило задом о бетонный отбойник, развернуло на стартовой прямой, и не успевший растянуться пелотон лишь чудом избежал столкновения с опасно остановившимся посреди трассы Williams. Слава Богу, Шумахер-младший хотя бы избежал приключений Алекса Занарди, автомобиль которого буквально разрубило около трёх лет назад на Лаузитцринге... Казалось, Ральф сейчас выберется из кокпита и вернётся в боксы, но время шло, на трассе уже второй раз появился автомобиль безопасности, а немец всё сидел в болиде, и лишь слабые движения головы пилота говорили о том, что он по крайней мере в сознании...
Больше 15 кругов пейс-кар оставался на трассе, пока медицинская бригада невыносимо долго извлекала Ральфа из кокпита, укладывала его на носилки и увозила с трассы в автомобиле скорой помощи. Пелотон раз за разом медленно проезжал место аварии, лидирующий Михаэль Шумахер раз за разом пытался рассмотреть, что происходит с его братом... И лишь запоздалый повтор, показанный уже после рестарта, на котором видно, как комиссары беседовали с находящимся в болиде пилотом, оставлял надежду на лучшее. И слава Богу, всё обошлось и никаких серьёзных травм немец не получил.
Но мы забежали вперёд, а тем временем, как только появился автомобиль безопасности, оба пилота Ferrari совершили первую дозаправку и смену резины, причём Михаэль и Рубенс заехали на свои пит-стопы одновременно, и если немец вернулся на трассу лидером (большинство соперников также заехали в боксы, освободив тем самым дорогу для действующего чемпиона), то бразилец откатился далеко назад, что и не позволило ему в итоге реально побороться за победу со своим напарником.
Наконец, когда Ральфа Шумахера увезли в госпиталь, стартовую прямую очистили от обломков, был дан уже второй рестарт. Гонка вошла в более или менее привычный ритм, пилоты начали растягиваться по трассе, команды совершали плановые дозаправки... Лишь кто-то невидимый всё считал и считал оставшихся на трассе "негритят". Одиннадцатый круг - после аварии Ральфа остаётся 14 болидов, 18-й круг - из-за проблем с трансмиссией сходит Кристиано да Матта, 29 круг - впервые в сезоне выбывает Дженсон Баттон, на трассе двенадцать пилотов. 44 круг - отказывает двигатель у Ника Хайдфельда, причём немец очень опасно поливает маслом самый скоростной участок - ту самую часть овала, где развернуло Ральфа Шумахера. Сдобрив вытекающим маслом последний поворот и стартовую прямую, Ник останавливается, и Ford на его Jordan загорается...
На 59 круге, сразу же после своего второго пит-стопа, Хуан-Пабло Монтоя получает чёрный флаг. Как выяснилось, дирекция гонки весь этот час с лишним рассматривала эпизод на старте, когда в самый последний момент колумбиец покинул кокпит отказавшего Williams и бросился на пит-лейн, чтобы уйти в бой за рулём запасного болида. Поводом для снятия пилота с дистанции стало то, что он не успел покинуть стартовое поле за 15 секунд до начала процедуры старта. Вновь гонка в США, а точнее, её комиссары, преподносят неприятный сюрприз триумфатору Инди 500...
61 круг - сходит Марк Уэббер, отказывает двигатель. На трассе остаётся лишь девять болидов, и Minardi вновь, как и в Монако, лишь в шаге от заветного очка. И она его получает! Буквально за четыре круга до финиша отказывает коробка передач у Джанкарло Физикеллы. Идущий девятым Зольт Баумгартнер опережает итальянца непосредственно на трассе, затем Джанкарло сходит, а венгр идёт к первому для себя очку в Формуле-1. Ровно два с половиной сезона понадобилось "конюшне" Minardi, чтобы набрать очередное очко! Честное слово, событие гораздо более редкое и оттого куда более радостное абсолютно для всех поклонников Королевских Гонок, чем, к примеру, очередной чемпионский титул Ferrari...
Финишировавшая восьмёрка вообще достойна всяческих похвал. Достойны их как гонщики, которые смогли вообще финишировать в такой сумасшедшей гонке, так и их автомобили, выдержавшие то издевательство (которому подверглись те же моторы), когда им приходилось круг за кругом плестись позади пейс-кара в довольно медленном темпе...
И настоящими героями Гран-При США стали все, начиная с обоих пилотов Ferrari Михаэля Шумахера и Рубенса Баррикелло. И пусть обстоятельства сыграли против последнего, и бразильцу так и не удалось одержать победу, которая была так близка... Достоин всяческих похвал и Такума Сато, ставший всего лишь вторым в истории японцем, попавшим на подиум. Пилот BAR провёл довольно впечатляющую гонку, был, как и всегда, крайне мотивирован на борьбу, обгонял одного соперника за другим, обгонял очень рисково, но при этом красиво и не опасно.
Достойны похвал Ярно Трулли и Оливье Панис. Отдельно стоит отметить McLaren, который стал единственной кроме Ferrari командой, оба болида которой приехали к финишу. И, конечно же, вновь стоит поздравить Зольта Баумгартнера и всю команду Minardi с долгожданным очковым финишем. Стоит надеяться, что следующий раз наступит гораздо быстрее...
Вот такой стала эта гонка в США. В ней было всё: и красивые обгоны, и драматичные аварии, и пейс-кары в лучших традициях американского автоспорта, и рестарты после ухода автомобиля безопасности... Не было, пожалуй, одного. Не было напряжённой борьбы за победу, которую мы видели в том же Монте-Карло. Но, как ни странно, гонка от этого практически ничего не потеряла.
Автор: Валерий (Flasher)