События уик-энда в Испании с первого же дня начали развиваться по уже до боли знакомому сценарию. Первые свободные заезды пятницы вновь уверенно выиграли пилоты Ferrari. Михаэль Шумахер и Рубенс Баррикелло на прохладной с утра трассе оставили не у дел абсолютно всех соперников. Расположившиеся позади них тест-пилоты BAR и Toyota Энтони Дэвидсон и Рикардо Зонта соответственно отстали почти на секунду, боевые же пилоты и вовсе проиграли минимум 1,5 секунды...
Однако вторая часть заездов, по сложившейся традиции, осталась уже за гонщиками BAR. Дженсон Баттон хоть и не превзошёл утреннее время Шумахера, но всё же подобрался к нему довольно близко. Баттон первенствовал на трассе и с утра в субботу, правда, во второй части заездов неожиданно "выстрелил" Такума Сато, показавший феноменальное время 1:14.836. Но тренировки тренировками, а места на старте определяются на квалификации...
Квалификация также развивалась по привычному сценарию, правда, с небольшими вариациями. Если первое место Хуана-Пабло Монтои в первой части уже становится нормой, то вторая и третья позиция двух пилотов Sauber на этот раз очень удивила наблюдателей. Возникли было подозрения, что команда наконец смогла прибавить, но уже во второй части всё встало на свои места... Немного провалились гонщики Ferrari, но и от них можно было ожидать, что, как и всегда, в решающий момент они покажут максимум.
Вторые квалификационные заезды в очередной раз закончились поулом для Михаэля Шумахера, уже четвёртого в сезоне. Среди заметных эпизодов на решающих кругах пилотов стоит отметить ошибку Дженсона Баттона. Британец явно перестарался, нацелившись на второй подряд поул, в результате чего совершил небольшую экскурсию по траве и в итоге занял далёкую 14 позицию. Честь команды, впрочем, спас Такума Сато. Японец неплохо прошёл свой быстрый круг, занял промежуточный поул, но в итоге был оттеснён на третье место. Что ж, в конце концов, и это - лучший результат японских гонщиков во всей истории...
Ну а рядом с обладателем поула на первом ряду расположился Хуан-Пабло Монтоя, что обещало непримиримую войну на старте. Однако "выстрелил" на старте гонщик, от которого этого меньше всего ждали...
В воскресенье, непосредственно перед стартом гонки, уже на прогревочном круге на трассу выбежал очередной человек с плакатом. Маршаллы быстро повязали его и увели от греха подальше. Сразу вспомнилось, что уже дважды за последние несколько лет такие эпизоды вносили сумятицу в гонку, и дважды это играло на руку Рубенсу Баррикелло. Однако на этот раз человек выбежал "слишком рано", и на расстановку мест в пелотоне при всём желании повлиять он не мог.
Спокойно заняв свои места на старте, пилоты приготовились к бою. И вот, когда наконец один за одним погасли сигналы светофора, в лидеры очень неожиданно пробился стартовавший четвёртым Ярно Трулли. Эпизод с прорывом итальянца в лидеры почти один в один повторил события далёкого уже 2000 года, когда отличные стартовые системы McLaren на одном из Гран-При точно так же помогли возглавить пелотон Мике Хаккинену. Хуан-Пабло Монтоя то ли настолько удивился резвости Renault, то ли у него просто возникла небольшая заминка, но колумбиец тем не менее потерял две позиции и откатился на четвёртое место. Борьбы Шумахер-Монтоя не получилось.
Михаэль Шумахер, поначалу отстав от Трулли, затем прибавил и повис на хвосте у итальянца. Ожидать атаки не приходилось, было ясно, что всё в очередной раз решится на пит-стопе. Слабая надежда на то, что механики Renault способны состязаться с механиками Ferrari (как это не раз и не два было в последних гонках в дуэлях Алонсо-Баррикелло), развеялась сразу же после довольно ранних первых пит-стопов. Всего одного круга хватило Михаэлю, чтобы обойти остановившегося первым Трулли. В лидеры же вышел Рубенс Баррикелло.
Баррикелло, вопреки ожиданиям, не поехал в боксы вслед за Шумахером, а продолжал методично наматывать круги. В этот момент и стала ясна причина огромной разницы в квалификации (секунда с четвертью) между двумя гонщиками Ferrari. Сюжет гонки оказался довольно любопытным, и вероятность победы лидирующего Рубенса Баррикелло стала довольно большой, но... Но особенности трассы таковы, что лишнее топливо на борту очень сильно сказывается на времени прохождения круга. Поэтому если перед своим первым пит-стопом (и вторым пит-стопом Шумахера) Баррикелло лидировал с преимуществом в 10 секунд, то уже после своей второй (и третьей для Михаэля) остановки Рубенс уже проигрывал напарнику 8 секунд... Борьбы за победу между пилотами Ferrari не получилось. Очередной дубль Скудерии, и вновь впереди Шумахер. Если судить по событиям того же приснопамятного чемпионата-2002, можно предположить, что побеждать Баррикелло позволят лишь тогда, когда Шумахер официально оформит свой очередной титул...
Отлично принявший старт Ярно Трулли всё же финишировал на подиуме. Третье место итальянца (причём на этот раз никакого чеснока в боксах Renault замечено не было) стало достойной наградой гонщику Renault. Тем не менее, босс Трулли Флавио Бриаторе явно был чем-то недоволен. Возможно, Флавио хотел, чтобы на подиум в Испании поднялся ставший четвёртым любимец местной публики Фернандо Алонсо (который довольно стремительно нагонял под конец гонки своего напарника), возможно, причина хмурого выражения лица Бриаторе в чём-то другом...
Удивительно неплохо проехавший дистанцию гонки Такума Сато, изучивший автодром на многочисленных тестах BAR, стал в итоге пятым, принеся себе и команды неплохие четыре очка. Лучший из Williams - Ральф Шумахер - лишь шестой. В этот раз Ральф избежал столкновений с соперниками, но уровень Williams, видимо, пока не позволил немцу подняться выше. Напарник Ральфа Хуан-Пабло Монтоя и вовсе сошёл в боксах. Причина слабых выступления Ральфа и схода колумбийца одна и та же - проблемы с тормозами, появившиеся сразу после старта...
Седьмым стал Джанкарло Физикелла, два очка которого ещё выше подняли Sauber в Кубке Конструкторов, и под непосредственными атаками швейцарской команды оказался... McLaren-Mercedes. "Конюшня" Рона Денниса в глубоком кризисе, и выбраться из него будет ой как непросто. Страшно сказать - оба болида вчерашнего фаворита доехали до финиша, у обоих не возникло очевидных механических проблем... и оба даже не попали в расширенную очковую зону... Помнится, Рон Деннис обещал, что на Гран-При Испании болиды его команды будут бороться за победы...
Замкнул очковую зону стартовавший позади обоих McLaren Дженсон Баттон. Испанский этап стал для британца хорошим уроком, будем надеяться, что Дженсон станет более хладнокровен в квалификациях...
Так закончился Большой Приз Испании 2004 года. Проведший свою юбилейный, 200-й, Гран-При Михаэль Шумахер выиграл юбилейную 75-ю (и пятую подряд) гонку. Впереди у немца новые вершины, вполне возможно, что он побьёт свой личный рекорд из шести подряд побед, может быть, замахнётся на серию Аскари из девяти побед... Всё может быть. Но вот смотреть на то, как именно достигаются эти рекорды, становится всё скучнее и скучнее. Формула-1 в большом кризисе, спортивный и технический регламент требует серьёзного пересмотра. И критерием этого пересмотра должно стать не желание притормозить одну команду и помочь другой, а стремление сделать гонки интересными для зрителей, для чего, на мой взгляд, необходимо просто дать командам побольше свободы в реализации новых технических и стратегических решений...
Автор: Валерий (Flasher)