Гран-При Монако. Первая жемчужина сезона

Большой Приз Монако по праву считается одной из жемчужин мирового "формульного" автоспорта, сравниться с которой могут разве что Гран-При Макао Формулы-3 да знаменитые 500 Миль Индианаполиса. И если до гонки в Макао ещё очень и очень далеко, то Гран-При Монако и Indy 500 в этом году разделили какие-то семь дней, так что эта последняя майская неделя дарит поклонникам автоспорта два незабываемых события...

Гран-При Монако всегда был особенной гонкой. Дело не только в том, что это единственная в календаре уличная трасса, и не в том, что условия, предоставленные гонщикам и их болидам, фактически не годятся для проведения гонки, и даже не в том, что это самая медленная трасса, включающая самую быструю прямую... Дело в том, что благодаря всем этим составляющим каждый год (за редким исключением) Гран-При Монако становится совершенно непредсказуемым, совершенно особенным и всегда очень красивым событием. Даже в такие сезоны, когда результат чемпионата ясен задолго до его конца, именно гонка в Монако оказывается исключением из общего ряда. Вспомним лишь несколько особенно запоминающихся моментов. 1992-й год - тотальное превосходство Williams и Найджела Мэнселла, но победу одерживает намного более медленный McLaren Сенны... 1996-й год - Дэймон Хилл спокойно идёт к чемпионскому титулу, но Оливье Панис одерживает сенсационную победу в Монте-Карло и делает эту гонку лучшей гонкой сезона... 2002-й год - Ferrari и Михаэль Шумахер непобедимы, но в Монако выигрывает McLaren Култхарда, заслуживающий затем самые лестные отзывы в свой адрес за великолепное сдерживание лидера чемпионата... Вот и в этом году этап в Монте-Карло стал лучшей гонкой первой половины чемпионата, и скорее всего останется интереснейшим этапом всего первенства.

Перед гонкой

Абсолютно все свободные заезды пятницы и субботы в этот раз остались за Михаэлем Шумахером. Однако соперники с каждым разом всё ближе и ближе подбирались к шестикратному чемпиону мира, пока не остановились буквально в нескольких тысячных. Сначала Рубенс Баррикелло субботним утром проиграл своему напарнику 0,019 секунды, а затем Ярно Трулли и вовсе остановил секундомер в двух тысячных позади нового рекорда трассы, установленного Михаэлем непосредственно перед квалификацией. Такума Сато, к слову, был ненамного медленнее, и проиграл Трулли четыре тысячных. Таким образом, Ferrari получила в Монте-Карло минимум двоих реальных соперников, BAR и Renault.

В четверг не повезло Ральфу Шумахеру. Из-за механических проблем команда Williams поменяла двигатель на болиде немца, и в итоге Ральф был обречён на наказание и старт во второй десятке... Схожие проблемы с мотором у Марка Уэббера в субботу пока не убедили команду пойти на замену силового агрегата. Решение этого вопроса было отложено до воскресенья...

Но мы отвлеклись, а тем временем на улочках Монте-Карло началась квалификация. Даже первая часть заездов по новым правилам в Монако не показалась столь скучной, как это бывает на других трассах. Благодаря отличной работе режиссёра мы могли хоть немного, но почувствовать степень того подвига, который совершают гонщики, пилотируя буквально в считанных миллиметрах от стальных отбойников...

Быстрее всех в первой части на сей раз вновь стал один из пилотов Williams, на этот раз это был Ральф Шумахер. А вот второе и третье место Кими Райкконена и Дэвида Култхарда могло вызвать ассоциации с подобным "выстрелом" Sauber на прошлом Гран-При. Однако скорость McLaren по крайней мере на этой трассе оказалась отнюдь не показной, и если пилоты Рона Денниса и не боролись за поул, то по крайней мере провели впоследствии не самую худшую квалификацию в сезоне... Четвёртым стал Дженсон Баттон, пятым Физикелла, затем Фернандо Алонсо, Такума Сато, Ярно Трулли... Ferrari явно либо скрывали свою истинную скорость, либо намеренно старались добиться права стартовать во второй части намного раньше своих соперников. Как бы то ни было, но Рубенс Баррикелло одиннадцатый, а Михаэль Шумахер и вовсе четырнадцатый...

И именно Шумахер поставил в решающих заездах первый ориентир - 1:14.516, в полусекунде от утреннего рекорда. Первый серьёзный соперник (пожалуй, самый серьёзный в этом сезоне) Рубенс Баррикелло уступил своему партнёру, Хуан-Пабло Монтоя также был медленнее, причём, что интересно, совершив небольшую помарку на третьем секторе, колумбиец именно здесь практически ничего и не потерял относительно времени лидера чемпионата мира. Но вот сразу же следом за Монтоей на трассе показался Ярно Трулли.

Я не буду описывать тот накал страстей, который царил в квалификации дальше, это просто нужно было почувствовать. Ярно совершил просто феноменальный круг, не допустил ни единой помарки, постоянно шёл с опережением результата Шумахера и в итоге привёз немцу более полусекунды, попутно став первым и пока единственным в истории пилотом, вышедшим в Монако из 1:14,000... Сделав своё дело, Трулли отправился в боксы, сразу же поделился с журналистами своими впечатлениями и принялся покорно ждать дальнейшего развития событий.

А события на трассе развивались очень стремительно, и поул был далеко не гарантирован итальянцу. Так, Такума Сато отлично начал свой круг, шёл с довольно ощутимым преимуществом над Трулли, но ошибка на торможении в конце тоннеля (том самом торможении, где два года назад Сато довольно оригинально пытался пропустить в гонке своего напарника Физикеллу) стоила ему довольно дорого. Уже второй раз в сезоне Такума перечёркивает реальные шансы на поул-позишн... Фернандо Алонсо, несмотря на преимущество над Трулли в первой части, не смог опередить своего напарника, но зато оказался впереди Михаэля Шумахера. Быстрый круг Дженсона Баттона также стал очень интересным зрелищем (особенно впечатлила картинка с камеры, установленной позади переднего колеса, Michelin на болиде Дженсона пролетал в паре сантиметров от отбойников), но даже плотная борьба с временем Трулли не принесла Дженсону успеха, он лишь второй.

Настала очередь двух McLaren. И если единственным достижением Дэвида Култхарда стало попадание в первую десятку, то вице-чемпион прошлого года Кими Райкконен совершил небольшой подвиг и вклинился между двумя Ferrari, лишь одну десятую уступив Михаэлю Шумахеру.

Быстрый круг Ральфа Шумахера стал неплохим завершением этой великолепной квалификации, но второе место немца из-за отложенного наказания превратилось лишь в двенадцатое, а в боксах Renault началось ликование команды. Ярно Трулли уже начал получать заслуженные поздравления, большинство репортёров отправилось в боксы французской "конюшни" за интервью, ну а зрителям гонки оставалось только ждать воскресенья, суббота уже закончилась, а расстановка пилотов на старте обещала чрезвычайно захватывающую борьбу на старте гонки.

Гонка

Старт гонки в этот раз давался дважды. Совершив прогревочный круг и приготовившись к началу гонки, пилоты с разочарованием увидели мигающие красные огни стартового светофора - проблемы у Оливье Паниса. Совершив стандартную в таких случаях процедуру и выждав положенную паузу, пилоты ушли на второй прогревочный круг и, закончив его, наконец-то начали следить за медленно гаснущими огнями светофора... Старт! И Фернандо Алонсо обошёл Дженсона Баттона и вышел на второе место, Кими Райкконен опередил Михаэля Шумахера, но их обоих очень красиво обошёл Такума Сато, выстреливший с седьмого места сразу на четвёртое и успевший побороться в первом повороте со своим партнёром Дженсоном Баттоном за третье. Однако англичанин остался впереди, а японец запер за собой Райкконена и Шумахера.

Темп Такумы Сато практически с самого старта был гораздо более медленным, чем у лидирующей тройки, и пара Renault, преследуемая Баттоном, постепенно начала уходить в отрыв. Причина низкой скорости Сато стала ясна уже очень и очень скоро - уже на третьем круге двигатель Honda испустил дух, но при этом трассу окутали такие клубы дыма, что мгновенно на участке дороги, где остановился BAR, видимость свелась к нулю... На трассу выехал автомобиль безопасности, но авария Такумы уже принесла свои плоды. Осторожно притормозивший Дэвид Култхард, не знающий, что его ждёт впереди, получил мощный удар сзади. Пытавшийся проскочить практически наугад Физикелла налетел на McLaren, взмыл в воздух и упал вниз головой, прислонившись к отбойникам. Култхард отправился в боксы, чтобы уже не вернуться, повреждения оказались слишком серьёзны, Физикеллу благополучно извлекли из болида, а Sauber итальянца и BAR Такумы Сато убрали с траектории. Автомобиль безопасности погасил огни и свернул на пит-лейн, рестарт!

И во время рестарта Хуан-Пабло Монтоя, не утративший приобретённых в CART навыков, довольно легко обошёл Рубенса Баррикелло и сел на хвост Михаэлю Шумахеру. Обгон Монтои был совершён им как нельзя кстати, так как Баррикелло сразу же начал серьёзно отставать от своего напарника, в то время как сам Монтоя продолжал прессинг. Настало время первых пит-стопов. Оттянув свою дозаправку до последнего, показав несколько быстрейших кругов, в том числе и лучший круг всей гонки, Михаэль Шумахер пересидел-таки двоих соперников и вышел на третье место, позади лидирующей пары Renault. Началась долгая погоня, которая вполне могла завершиться и чем-то подобным на вторых пит-стопах. Однако Гран-При Монако на то и самая нестандартная гонка в календаре, что надеяться на стандартные тактические схемы здесь явно не стоит...

На 43 круге, то есть непосредственно перед началом второй волны дозаправок, идущий вторым Фернандо Алонсо настиг проигрывающего уже круг Ральфа Шумахера. Увлекшись погоней за своим партнёром, Алонсо атаковал Ральфа там, где догнал пилота Williams. Однако догнал испанец немца в сверхскоростном тоннеле. Атакуя по внешней стороне плавно изгибающейся прямой, Алонсо банально не вписался в апекс, ударился о стену тоннеля, отлетел на противоположную сторону, ударился о неё, совершил ещё несколько разворотов и замер уже на улице. Яростно жестикулируя в адрес Ральфа Шумахера, чудом избежавшего столкновения с молодым и горячим пилотом Renault, Фернандо покинул разбитый болид, а на трассу уже во второй раз выехал автомобиль безопасности.

И в этот самый момент Renault в очередной раз продемонстрировала, насколько хорошо в этой команде обстоят дела с тактикой. Мгновенно сориентировавшись, "конюшня" зазвала лидирующего Ярно Трулли на пит-стоп, в то время как Михаэль Шумахер отправился за автомобилем безопасности. И что получилось? А получилось то, что благодаря созданному заделу, благодаря тому, что лишь единицы остались в одном круге с лидером, Трулли вернулся на трассу вторым и оказался всего лишь в нескольких секундах позади Шумахера, которому ещё предстояла дозаправка и потеря на этом приличного времени... Однако Шумахер по собственной небрежности на второй пит-стоп так и не заехал...

К сожалению, момент вылета Михаэля был практически не показан в телетрансляции, так как произошёл он в таком месте тоннеля, которое не попадает в зону действия телекамер, а сигнал от камер на борту болидов, видимо, оказался совершенно некачественным. Официальная версия выглядит так: Михаэль Шумахер резко затормозил, прогревая резину, но следовавший за ним Хуан-Пабло Монтоя (проигрывающий круг лидерам всё из-за того же несовершённого под жёлтыми флагами пит-стопа Шумахера) не ожидал такого манёвра от своего соперника и был вынужден резко увиливать в сторону, чтобы избежать столкновения. При этом Williams якобы зацепил Ferrari, и Шумахер отправился в стену, повредив подвеску переднего левого колеса. Так это или нет, нам ещё предстоит узнать из более подробных заявлений пилотов и их команд, но ясно одно - даже если дело действительно обстояло именно таким образом, виноватых искать в этом контакте не стоит. Как и Монтоя должен был соблюдать определённую дистанцию, так и Шумахер должен был смотреть в зеркала заднего вида и просчитывать последствия своих действий. В конце концов, на то он и шестикратный чемпион мира, что спросу с него куда больше, чем с любого другого пилота...

Ярно Трулли же тем временем вернул себе лидерство, вторым стал Дженсон Баттон, а небольшой компенсацией Ferrari стало попадание Рубенса Баррикелло в зону подиума (Рубенс, кстати, теперь лишь на 12 очков отстаёт в чемпионате от своего титулованного напарника, что не так и много). Цена же тактического просчёта Ferrari такова - в любом случае проигранная гонка для Шумахера, которому предстояла остановка и потеря нескольких мест, и потерянные шансы для Монтои, который на последних кругах Гран-При был столь быстр, что наверняка вмешался бы в борьбу за победу. Но, увы, колумбиец шёл в круге позади лидеров и поделать уже не мог ничего - всего лишь четвёртое место... Пятым стал Фелипе Масса, за ним финишировал Кристиано да Матта, причём борьба двух бразильцев велась до самого финиша, и разделила двух соотечественников лишь десятая доля секунды... Два очка седьмого места набрал Jordan Ника Хайдфельда, славно поборовшегося с Хуаном-Пабло Монтоей в начале гонки. Замкнул очковую зону победитель гонки 1996 года Оливье Панис, проигравший Трулли целых три круга... Благодаря многочисленным сходам буквально в шаге от редкого для Minardi и такого ценного одного очка оказался Зольт Бамугартнер, ставший последним финишировавшим пилотом... Ральф Шумахер хоть и был классифицирован десятым, сошёл незадолго до финиша и не смог набрать ни одного очка в этой сумасшедшей гонке...

Вот таким вот захватывающим, очень непредсказуемым и невероятно красивым получился Большой Приз Монако 2004 года. Именно на таких гонках и держится Формула-1, именно такие Гран-При хоть изредка, но напоминают нам, что настоящая Формула-1 - это борьба на трассе, борьба колесо в колесо, настоящая Формула-1 - это непредсказемый спорт, а настоящие гонки - это те гонки, в которых есть истинная борьба, много равных по силе соперников и каждую минуту можно ждать сюрпризов... Желаю вам побольше таких гонок, чтобы каждый Гран-При был таким же непредсказуемым и интересным, таким же захватывающим и красивым, каким стал Гран-При Монако-2004, гонка, которую будут ещё очень долго обсуждать, и которая запомнится на годы.

Автор: Валерий (Flasher)

Назад

Hosted by uCoz