10 октября. Пятница
Гран-При Японии стал для большинства команд последним боем в чемпионате-2003. Williams и Ferrari разыграли Кубок Конструкторов, Михаэль Шумахер и Кими Райкконен - чемпионский титул в личном зачёте. "Конюшни" второго эшелона вели битву за пятое место в командном зачёте. И только Minardi и Renault крепко занимали каждая свою нишу. И если первая ни за что особо не боролась, то вторая только подтверждала, что набирает класс. Это показали результаты пятницы.
Ярно Трулли в первый же день уик-энда недвусмысленно продемонстрировал потенциал техники, предоставленной ему в распоряжение, уверенно выиграв свободную практику, а затем и первую квалификацию. За спиной итальянца развернулась "битва титанов", которая велась с переменным успехом и показывала равенство сил трёх ведущих команд. Отстававшие было с утра Williams днём подтянулись, и Ральф Шумахер навязал борьбу за пятничный поул, став, правда, только вторым, но при этом опередив основных соперников из Ferrari.
>Пилоты же остальных команд, казалось, думали каждый о своём. Джанкарло Физикелла откровенно "доезжал" последнюю гонку за Jordan, уже представляя себя за рулём Sauber, так как отставание итальянца от своего напарника Ральфа Фёрмана было просто неприличным. Пришедший на место Жака Вильнёва Такума Сато летал по трассе как на крыльях. То ли японец был настолько рад своему участию в Гран-При, то ли команда что-то хитрила, чтобы показать, что не зря заменила не самым выдающимся новичком прошлого сезона чемпиона мира, но факт остаётся фактом: Дженсон Баттон всё это время был намного медленнее своего нового партнёра.
В целом же расклад сил по итогам пятницы обещал жёсткую и плотную борьбу в следующие дни, от результатов которой зависела судьба всего чемпионата.
11 октября. Суббота
Суббота стала довольно интересным днём, принесшим неожиданные результаты.
На свободных заездах наметилось некоторое превосходство пилотов Williams над своими конкурентами. Ральф Шумахер выиграл обе сессии, а за Монтоей остался Warm Up. "Отличился" с утра Кими Райкконен, разбивший свой болид. Команда отдала финну машину Култхарда, который в свою очередь пересел на запасную. Однако главные события были впереди, и немалые коррективы в происходящее внесла погода.
С утра небо начало затягивать тучами, и угроза осадков становилась всё сильнее и сильнее, и в конце концов случилось то, что должно было случиться в условиях новых правил. Дождь пошёл во время квалификации, начавшись как раз с выездом лидеров. Получилось так, что преимущество получили те, кто в пятницу был медленнее. Ими оказались Рубенс Баррикелло и Хуан-Пабло Монтоя, занявшие в итоге первый ряд. Относительно повезло пилотам McLaren, занявшим места на четвёртом ряду. А вот последней троице рассчитывать было просто не на что. Михаэль Шумахер стал только четырнадцатым, его брат и вовсе потерял контроль над болидом и вылетел с трассы. А Ярно Трулли решил не рисковать автомобилем и так и не начал свой быстрый круг, вернувшись в боксы.
В таких условиях на домашнем этапе удалось блеснуть Toyota, которая заняла второй ряд стартовой решётки, причём Кристиано да Матта опередил своего напарника и оказался на третьем месте, обеспечив себе лучшую квалификацию в карьере пилота Больших Призов.
Так японская погода ещё более обострила интригу предстоящей гонки, предсказать результаты которой не брался уже, пожалуй, никто.
12 октября. Воскресенье
Воскресная гонка стала достойным завершением великолепного чемпионата, хотя команда, которая ещё могла обострить интригу в борьбе за Кубок Конструкторов, а именно Williams, справилась со своей задачей из рук вон плохо... Хотя начиналось всё довольно удачно, по крайней мере в отношении Хуана-Пабло Монтои.
Стартовавший вторым колумбиец уже на первом круге обогнал Рубенса Баррикелло и возглавил пелотон. Бразильского пилота Ferrari пытался было атаковать прорвавшийся на третье место Фернандо Алонсо, но безуспешно. Тем временем, пока Монтоя ставит быстрейшие круги и всё больше отрывается от преследователей, его напарник Ральф Шумахер ошибается в шикане и вновь откатывается в конец пелотона. Скучать Ральфу на последнем месте не приходится, так как вскоре к нему присоединяется и Михаэль, за годы стартов с первых рядов забывший технику обгонов соперников непосредственно на трассе и потому не справившийся с Такумой Сато. При попытке опередить японца немец задевает того и повреждает себе переднее антикрыло.
Не проходит и четверти часа с начала гонки, как на болиде лидера Хуана-Пабло Монтои начинаются проблемы с электроникой, "благодаря" которым он уже не может продолжать борьбу. Лидером вновь становится Баррикелло.
А что же Кими Райкконен? Финн медленно, но верно делает свою работу, двигаясь к верхним позициям пелотона. До своего пит-стопа он даже становится лидером, но вернувшись на трассу, оказывается на третьем месте, позади Дэвида Култхарда.
До последних дозаправок ситуация практически не меняется. Заметными эпизодами становятся лишь борьба братьев Шумахеров с соперниками и между собой да сход Алонсо из-за проблем с пока что не совсем надёжным двигателем Renault. После заключительных пит-стопов складывается окончательная расстановка сил в гонке. Рубенс Баррикелло финиширует первым, Кими Райкконен - вторым, следом за ними на подиум попадает Дэвид Култхард.
Таким образом, даже блестящая гонка в исполнении Кими Райкконена не позволяет тому получить заветный титул чемпиона мира. Этот трофей вновь достаётся Михаэлю Шумахеру, который провёл в Японии, мягко говоря, не самую лучшую и убедительную гонку в своей карьере. В итоговом зачёте двух лидеров разделило всего два очка, то есть на стороне немецкого пилота Ferrari оказалась самая малость, зовётся которая словом опыт. Хотя и титул вице-чемпиона мира также неплохое достижение для молодого пилота McLaren, которого ещё три года назад боялись брать в Формулу-1 из-за отсутствия того самого опыта.
Кратко обратившись к командам "второго эшелона", стоит похвалить BAR. Мотористы Honda отлично справились с домашней гонкой, после которой очковый запас команды разом пополнился восемью очками, что позволило "конюшне" стать пятой в общем зачёте, а Дженсону Баттону девятым в чемпионате пилотов. Учитывая тот факт, что шасси следующего года будет полностью построено учеником Эдриана Ньюи Джеффом Уиллисом, а болиды будут "обуты" в резину Michelin, можно быть уверенным, что команда имеет все основания смотреть в будущее с оптимизмом.
Будем смотреть в будущее и мы. Закончился один из лучших сезонов в истории Формулы-1, и нравятся кому-то его итоги или нет, нужно признать, что эти два титула Ferrari едва ли не самые заслуженные ими за последние годы, добытые в жёсткой и бескомпромиссной борьбе.
Следующий этап чемпионата мира по автогонкам в классе Формула-1 состоится в марте 2004 года в Австралии. Впереди нас с вами ждёт долгое и томительное ожидание. Будем надеяться, что следующий сезон станет не менее интересным и увлекательным, чем только что завершившийся.
Автор: Валерий (Flasher)